консультация для родителей
Консультация для родителей посещающих консультационный пункт.
Дата: 20.01.2016г.
Тема: Как реагировать на детские вопросы и отвечать на них.
Цель: Поощрять любознательность, познавательную деятельность детей, приобщать
познавательной и справочной литературе. Создавать условия для
самостоятельного мышления детей.
Как реагировать на детские вопросы и отвечать на них
В детстве важно отношение взрослого к познавательным устремлениям ребёнка. Окружающий мир буквально обрушивается на малыша в таком многообразии, которое значительно превышает его способность объяснить наблюдаемые явления на основе имеющегося опыта и знаний. В этом возрасте, отмечают исследователи, возможности самостоятельного познания мира еще ограниченны, поэтому единственный путь утоления жажды познания-общение с окружающими людьми, прежде всего со взрослыми.
Для иллюстрации этой мысли, подчеркивающей значение познавательного взаимодействия ребёнка со взрослым, приведём слова М.М. Рубинштейна: «...язык ребёнка – это язык той среды, в которой он вырастает. Француз, вырастая в русской среде, усваивает русский язык как свой родной и не имеет ни малейшего представления о французском, если его не учат специально. То же самое происходит и со всем душевным содержанием ребёнка: как бы ни перерабатывал свои впечатления и какую бы свою печать он ни налагал на них, все у него развертывается на основе опыта, отражения окружающей действительности».
Важнейшим условием развития познавательной активности в целом и детской вопросительности как ее проявления является характер психологического климата в семье. Известно, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: у всех здоровых детей есть возможности для формирования весьма высокого уровня интеллектуальных способностей. Дело именно в в атмосфере семьи, системе ее основных ценностей. В семьях, где, несмотря на все трудности материального бытия, на первом плане духовныеценности, в том числе познавательные, и детям присущи аналогичные ценности.
Психологи утверждают: немаловажным фактором поддержания активности ребёнка, проявляемой ф форме вопросов, вяляется и стиль взаимодействия взрослого с детьми. Н.Б. Шумакова и Ю.Ю.Березина исследовали урок авторитарного типа, когда спрашивает учитель,и демократического типа,когда дети спрашивают учителя. Результаты исследования Н.Б. Шумаковой показали: на уроках демократического типа заметно возрастает инициативность детей в задавании вопросов, которые отличаются большим осознанием и позволяют детям раскрыть свои подлинные возможности в исследовании проблемной ситуации. Ю.Ю. Березиной было выявлено, что педагоги, как правило, игнорируют стиль взаимодействия с детьми, в то время как дети боятся строгого педагога и боятся вызвать у него отрицательную реакцию на свой вопрос. А это практически сводит на нет вопросительную активность дошкольников.
Такого же результата можно добиться, если не отвечать на вопросы детей терпеливо. В этом случае, подчеркивает Ю.Г.Тамберг, сложится ситуация, подобно описанной в «Рассказах о детях» В.Вересаева.
Мальчик Игорь изводил всех вопросом «почему?». Знакомый профессор психологии посоветовал родителям (совет, безусловно, сомнительный, если не сказать вредный): «Когда вам надоест, отвечайте ему: «Потому что перпендикуляр», - увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через некоторое время наступила непредвиденная реакция, Игорь на все затруднительные вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр». -Ты почему не надел калоши? - Потому что перпендикуляр. – Почему грубишь? - Потому что перпендикуляр.
Итак,если нет должного внимания и подобающего отношения к детским рассуждениям и вопросам, если преобладает сдержанность в одобрении успехов в познавательной деятельности, то у ребенка заметно уменьшается количество задаваемых вопросов и снижается познавательная активность в целом. Однако взрослые, к сожалению, не всегда с надлежащей серьезностью относятся к этому.
Ю.Ю. Березина специально изучала отношение взрослых (педагогов и родителей) к познавательной деятельности дошкольников в форме вопросов,что позволило сделать определенные выводы о позиции педагогов и родителей в процессе познавательного общения с детьми.
На основе полученных данных Ю.Ю.Березина сделала неутешительные выводы о том, что и педагоги, и родители:
1) в большинстве случаев не готовы к организации познавательного общения с детьми на основе их вопросов;
2) проявляют невнимание к детским вопросам из-за недостатка времени на общение с ребёнком, трудностей в объяснении фактов и преподнесении информации, непонимания значимости детских вопросов как проявления познавательного интереса к окружающему;
3) практически не имеют представления о том, как правильно организовать познавательное общение с ребёнком на основе детских вопросов.
Как взрослым реагировать на многочисленные вопросы и высказывания детей?
Прежде всего, родителям и педагогам нужно понимать,что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребёнка,поэтому их следует всячески поощрять.
Нужно также осознавать,что детские вопросы свидетельствуют об открытости малыша к интеллектуальному общению и о стремлении к нему. Безусловно,диалог будет развиваться только в том случае,если каждый его участник интересуется суждениями другого,если взрослый не подчеркивает своего интеллектуального превосходства над ребенком,а поощряет его любознательность и пытливость. Не менее важно приобщать ребенка к познавательной и справочной литературе,которая поможет достаточно быстро, даже в дошкольном и младшем школьном возрасте, найти необходимую информацию.
Безусловно, не следует отмахиваться от детских вопросов,оставляя их без внимания.Даже если в данный момент правильный ответ не удастся нужно показать заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Известно,что у любознательных родителей и дети любознательны,ведь они во всем подражают близким взрослым.
Очень важно,чтобы дети не боялись задавать вопросы.Нельзя смаяться над ребёнком, критиковать за вопросы. Более того, надо хвалить его за вопрос,за желание узнать: «Молодец! Ты задал хороший вопрос!», «Хорошо,что ты стремишься больше узнать!».
Отвечая на вопросы, нужно помнить: основная задача взрослых заключается в том,чтобы поддержать любознательность ребенка, вызвать у него новый вопрос, на который он сам бы искал ответ,пользуясь подсказкой взрослого.
Необходимо,чтобы оставалось хотя бы маленькое место для усилия мысли самого ребенка. Это крошечное усилие приучит ребенка к интеллектуальной деятельности, научит думать, испытывать наслаждение от такой работы , стремиться к удовлетворению потребности думать.
<!-- [if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}